Культурные ценности, сделанные из пластика, начинают распадаться. Часть-5


3.jpgСлева Майкл Дутре экспериментирует с выдавливанием ацетилцеллюлозы. Справа – пластиковые кубики, используемые для замены утерянных фрагментов, отломанных уголков и недостающих частей с использованием 3D-принтера.

Дутре запустил на компьютере процедуру анализа, и на экране появился график. Лагэна была права – график показывает лишь простейшие связи между атомами углерода и между углеродом и водородом.

«Отсутствие определённых особенностей говорит о том, что это полиэтилен», — сказал Дутре.

Мэдден достаёт то, что раньше было пудреницей, но теперь её крышка очень сильно искажена, треснула и покрыта слоем белого порошка.

«Пластик потерял определённый процент массы», — сказала она, из-за того, что пластификатор вышел на поверхность и принял вид белого порошка. Без пластификатора коробочка стала хрупкой, съёжилась, и, наконец, треснула вдоль боков. Ссыхание и просачивание добавок – два наиболее распространённых направления деградации пластика.

В хранилище Смитсоновского института кураторы обнаружили, что на левой части туловища скафандра Армстронга появилось коричневое пятно – это пластификатор вышел из воздуховодов, сделанных из поливинилхлорида.

Это происходит оттого, что молекулы в пластиках выстраиваются не самым эффективным образом, говорит Джейн Липсон, специалист по физической химии из Дартмутского колледжа.

Они похожи на замороженные дезорганизованные жидкости, в которых встречается множество промежутков случайного размера между молекулами. Со временем крупные полимерные молекулы медленно организуются и упаковываются более эффективно, что невооружённым глазом воспринимается как сжатие.

Любые добавки, состоящие из мелких молекул, просачиваются через промежутки, пока не достигают поверхности, превращаясь во что-то вроде липкой жидкости или белого порошка. При разогреве пластик деградирует быстрее, поскольку у молекул появляется больше энергии для движения. «Они, по сути, находят способ перейти в более стабильное состояние», — сказала Липсон.

Хранители часто пытаются найти наилучшие условия для поддержки артефактов. «Большая часть процесса консервации заключается в обслуживании хранилища или витрины, помогающем замедлять распад, насколько это возможно», — сказал Бэйли из Смитсоновского музея Американского искусства.

В комплекс мер могут входить фильтрация ультрафиолета, уменьшающая случайные повреждения молекулярных связей пластика, что музею с большим количеством окон сделать нелегко. Для сохранения пластиковых произведений искусства также может потребоваться поддержка низкой температуры и постоянной влажности, что уменьшает миграцию пластификатора, или обеспечение бескислородной атмосферы для предотвращения окисления.

Коллам с командой создают особую витрину для скафандра Армстронга с тщательно подобранными условиями: 17 ºC, влажность 30%, и удаляющие загрязнители фильтры. Хранители надеются, что витрина будет закончена к следующему году, когда прилунению исполнится 50 лет.

Даже такое безобидное действие, как очистка объекта для выставки, может стать сложным процессом. К примеру, задача очистки пластификатора с поверхности, кажется довольно простой, но очистка побуждает выход ещё большего количества пластификатора, что, в принципе, ускоряет деградацию.

«Пластификатор просто пытается найти равновесное состояние между наружной и внутренней сторонами пластика, — сказал Шоки. – Но как только равновесие нарушено, может произойти катастрофа».

Назад